Создание специальных условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
I. Создание безбарьерной архитектурной среды (пункты 41 и 42 Приказа Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»):
В целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается:
1)для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
2) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия дают возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, наличие специальных парт и других приспособлений, расположение аудиторий для обучения на 1 этаже);
3) Имеется в наличии: инвалидное кресло-коляска, оборудован вход в здание (произведена маркировка ступеней, установлена тактильная табличка «Вызов помощи» с беспроводной кнопкой вызова и приемным устройством, наклеены маркировки препятствий, тактильные пиктограммы «Доступность для инвалидов всех категорий», «Вход в помещение», «Выход из помещения», «Информация», «Пути эвакуации», «Направление движения», а также тактильная Мнемосхема. Дверные проемы выделены световым маяком. На первом этаже размещена плитка тактильная и противоскользящая полоса – желтая);
4)Оборудована аудитория для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ с применением дистанционных образовательных технологий. Имеется в наличии звукоусиливающая аппаратура индивидуального и массового использования;
5)Специально оборудован санитарный узел на первом этаже лабораторного корпуса;
6)Оборудовано специальное место в библиотеке.
II. Адаптация содержания профессиональной образовательной программы индивидуальным особенностям обучающихся (ч.1 ст.79 Федерального закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ):
1) при определении мест прохождения учебной и производственной практики обучающимся, имеющим инвалидность, учитываются рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащие в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда (ч.8 ст.79.Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ);
2) Инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при получении профессионального образования предоставляются бесплатно услуги сурдопереводчика (ч.11 ст.79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ, п.44 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности);
3) Обучающиеся имеют право на условия обучения в соответствии с учетом особенности их психофизического развития и состояния здоровья. Педагогические работники владеют специальными педагогическими подходами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
4) Предоставляется обучающимся бесплатно учебники, учебные пособия, иная учебная литература;
5) С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учебные и лекционные материалы предоставляются в электронном виде;
6) Имеются в наличии компьютеры со специализированным программным обеспечением, звукоусиливающая аппаратура, мультимедийная аппаратура, специальные учебные места с регулируемыми параметрами;
7) Обучающиеся бесплатно получают социально-педагогическую и психологическую помощь. Проводятся групповые и индивидуальные занятия (п.2 ч.1 ст.34, ч.3 ст.79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ, п.41 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности);
8) Образовательный процесс организован с применением дистанционных образовательных технологий. Обучение осуществляется в режиме реального времени с использованием сервиса видео-конференцсвязи True Conf On-line. Преподавателями на дистанционных уроках используются различные возможности сервиса True Conf On- line: показ презентаций, запись видеоконференции, обмен сообщениями On-line, функции «Показ удаленного рабочего стола». Помимо дистанционных On-line уроков, в распоряжении преподавателей и обучающихся находится система дистанционного обучения Moodle (размещена на сервере колледжа связи по адресу: http://kcdo.stvcc.ru/) позволяющая преподавателям оценивать и осуществлять мониторинг освоения знаний обучающихся, а обучающимся – повторять пройденный материал, выполнять задания и тесты по каждой учебной дисциплине.
III. Соблюдение прав социальных гарантий инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
1) В соответствии со статьей 55, п.3 ФЗ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение по образовательных программ на обучение по образовательным программам за счет бюджетных ассигнований является общедоступным (без вступительных испытаний и без льгот);
2) Прием на обучение в колледж по образовательным программам на основе договоров с физическими лицами с оплатой стоимости обучения является общедоступным (без вступительных испытаний и без льгот);
3) Детям-инвалидам, инвалидам 1 и 2 групп, инвалидам с детства, студентам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы назначается Государственная социальная стипендия (ч.5 ст.36 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ);
4) Детям-инвалидам, инвалидам 1 и 2 групп, инвалидам с детства, студентам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы места в общежитии предоставляются бесплатно.
IV. Организация государственной итоговой аттестации для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
1) Проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;
2)присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии), пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей.
3) Дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья:
а) для слабовидящих обеспечивается задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения государственной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
б) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи: обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования; по их желанию государственный экзамен может проводиться в письменной форме;
в) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей): письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
г)по их желанию государственный экзамен может проводиться в устной форме.