Ситуация самоизоляции, когда привычный уклад жизни вдруг поменялся стало с очевидностью понятна сентенция: «человек сейчас не пользуется технологиями, а живёт ими.» Это всё стало неоспоримой и реальной практической констатацией принципиально нового явления в духовной и интеллектуальной деятельности человека. Это меняет его образ жизни. Изменения сравнимы с теми, которые в свое время вызвала промышленная революция. «Цифровая революция» изменяет мировой порядок во всех его аспектах. Формирует новый класс отличающихся высокой глобальной мобильностью специалистов по разработке программных средств. В известном смысле наш колледж также причастен к этому процессу.
Как и к другому, образовательному процессу в колледже, в ВУЗе, которому «цифровая революция» придаёт новое измерение. Происходит переоценка ценностей. Компьютеризация воздействует на экономическую и психологическую переориентацию человека в окружающем мире. Формирует совершенно новую этическую ситуацию в обществе. Изменяет поведение людей, причем не только в лучшую сторону. К примеру, порождает компьютерную преступность и другое. Говоря о личностной мотивации, именно в нестандартных ситуациях и воспитывается воля, чувство ответственности, доброта, умение прощать, умение постоять за себя, сдержать данное слово и многие другие человеческие качества. Время самоизоляции должно в первую очередь быть посвящено экологии души, то есть качественному росту личностного, духовного развития каждого человека. Гёте принадлежат слова: «растёт то, что мы выращиваем в душе — таков вечный закон природы.»
Наш президент говорит о вековой традиции нашего народа жить по нравственным законам. В этом наша сила. Это понятие мотивации как побуждения к действию, управляющему поведением человека, задающему его направленность личности. Это устойчивость, способность деятельно удовлетворять свои потребности. Именно в человеческой душе формируются благородные чувства. Есть такие понятия — экология помыслов, чистота души. Поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. Будет грязная душа — будет грязной и экология планеты. Приоритет материального и духовного — вот в чём вопрос. Достижение чего выступает смыслом деятельности, что ценно для человека? К примеру, главным мотиватором у американцев являются деньги. Внутренняя мотивация должна быть у каждого. Это своя цель в жизни. Без мотивации заниматься чем-либо сложно. Всегда находятся какие-то дела, более важные в данный момент, острее чувствуется усталость, всё откладывается на» потом».
Надо найти способы, которые помогли бы в этом. Да, оказывать эффективное воздействие на себя самого бывают очень сложно. Сложнее, чем на других. К тому же, сейчас людям страшно — какая тут мотивация! Думаете, надо совершить нечто великое? Нет! Есть время задуматься! Победить страх. Бывало и хуже.
Психофизиологический процесс самомотивации можно построить примерно так:
1) сначала определиться с целью. Цель имеет важное значение. Она должна быть желаемой, конкретной, достижимой, измеримой. К ней надо стремиться. Так, человек обретает смысл! Всё решает организованность, направленность сознания, устойчивость и активность. Замотивированный человек-это тот, кто готов действовать. Для этого нужен мотив, то есть обобщенный образ или видение желаемого «завтра». Это может быть мотивация на успех, мотивация жить, быть здоровым и мотивация на каждый день. Всё зависит от интересов, потребностей личности. Человек всегда способен повышать свою мотивацию, достигать цели.
2.Создать жизненную атмосферу, окружить себя хорошей компанией единомышленников, пусть даже дистанционно. Они помогают настроиться на позитив и успех, повышают мотивацию. Помогают в условиях самоизоляции современные технологии. Можно устроить видеоконференцию, общаться в режиме он-лайн. В сложившейся ситуации, в связи с временным сокращением воздействия со стороны педагогов, нужно наращивать внутренний потенциал собственной личности в её познавательной деятельности. Это самообразование, самостоятельный поиск наиболее приемлемых компьютерных решений, самоконтроль, самостоятельная корректировка. Главное — позитивный настрой.
Педагог-психолог Е.П. Гаврилова