Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение

«Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза
В. А. Петрова»

9 декабря — Международный день борьбы с коррупцией

Международный день борьбы с коррупцией провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН 21 ноября 2003 года. В этот же день в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Целью учреждения этого Международного дня было углубление понимания проблемы коррупции  и роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней.
Под коррупцией понимают преступную деятельность в политике, государственном управлении, судопроизводстве, внешней торговле и других сферах, заключающуюся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения. Должностное положение используется для того, чтобы обеспечить свои личные потребности, решить материальные проблемы, «пристроить» своих родных и близких на «доходные» должности, удовлетворить свое стремление к почестям, славе, наградам и т.п. При этом должностное положение используется в личных целях, как в рамках законных полномочий, так и за их пределами.

Воевать с этим злом пытались давно. Старинные грамоты повествуют нам о законах, которые принимали цари и императоры против своих жадных подданных. Судная грамота Ивана Грозного, которую царь подписал в 1561 году, гласила, что за получение взятки судебному чиновнику угрожает смертная казнь. Есть примеры и народного сопротивления против произвола государственных служащих. Москвичи в 1648-м году устроили такие погромы, что сгорела даже часть столицы. Царь Алексей Михайлович вынужден был выдать на растерзание народной толпе двух своих министров – глав Земского и Пушкарского приказов. А спустя год в Соборном уложении от 1649-го года ввели уголовную ответственность за

взяточничество. Проблемы борьбы с коррупцией беспокоили и Петра I. В период его правления казнокрадство достигло угрожающих размеров. После его смерти у князя Меньшикова смогли изъять из иностранных банков несколько миллионов рублей золотом и драгоценностями. Не меньше за него за счет государства обогащались и другие чиновники. Вводились суровые законы, мероприятия по борьбе с коррупцией ужесточались, карались периодически высокие сановники, но полностью искоренить данное пагубное явление никому из государей не удавалось.

Партийная коррупция впервые появилась в Западной Европе. Крупные корпорации и фирмы для лоббирования своих частных интересов платили дань уже не отдельному конкретному политику, а прямо в партийную кассу. В странах третьего мира правящие режимы до того довели свои государства, что там без денежного подношения решить уже ничего невозможно.
Войне с этим злом мешают некоторые различия в правовых системах разных держав. В одних странах наказывают только взяткодателей, а в других – исключительно за получение взятки. Предложение денег не является для них преступлением.
В 1989-м году странами, входящими в «большую семерку», создана Международная группа по борьбе с отмыванием денег, которая разработала и помогла внедрить целый ряд мер, против борьбы с этим злом. В 2005-м году вступила в силу Конвенция ООН против коррупции. Постепенно мировое сообщество пытается приводить к общим стандартам уголовное законодательство всех развитых стран. Между государствами производится обмен информацией, выдача лиц, совершивших коррупционное преступление.

Опасность коррупции проявляется в различных аспектах: политическом, социально-экономическом, правовом, идеологическом.
Конкретные проявления коррумпированности бесконечно разнообразны: от получения взяток, протекционизма (выдвижения работников по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений) до сложных и завуалированных форм участия должностных лиц, их родственников и близких в различных сферах предпринимательской деятельности, получения незаконных доходов от деятельности субъектов хозяйствования. Коррумпированность должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве, может проявляться в виде лоббирования за вознаграждение определенных законов, голосования определенным образом.
Политико-экономическое понимание коррупции акцентирует внимание на опасности слияния власти политической и экономической, подчеркивает необходимость установления широкого общественного контроля за деятельностью государственных чиновников, наделенных властными полномочиями по распоряжению общенародной государственной собственностью.

Огромный вред, причиняемый коррупцией в экономической сфере, прежде всего можно оценить в увеличении стоимости экономических сделок.
Как отмечают исследователи — как только возможность извлечения личной выгоды становится реальностью, в сторону отходят все законные критерии заключения контракта˸ стоимость, качество, условия поставки и т.д. Все это приводит к резкому завышению стоимости всех товаров и услуг, произведенных или оказанных в стране. Причем нужно иметь в виду, что сам продавец, как правило, взятки не платит, а закладывает их в цену товара.
Это приводит к тому, что настоящим плательщиком коррупционной «ренты» является конечный потребитель, чаще всего рядовые граждане.
Трудно переоценить ту опасность, которую представляет собой коррупция для государства, общества и каждого конкретного человека в отдельности. В стране, пораженной коррупцией, резко снижается эффективность экономики, усиливается нищета и социальное неравенство, расширяется пропасть между обществом и властью, политика превращается в сферу дележа национального богатства, разлагаются нравственные устои общества, наносится непоправимый ущерб престижу страны на международном уровне.

Коррупция выходит за рамки национальных границ и требует глобального подхода. Доходы от нее после «отмывания» включаются в мировые и национальные финансовые потоки, подрывая государственные и международные институты власти и экономики.

Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира. Проблема борьбы с коррупцией требует особого и постоянного внимания со стороны государства, поскольку это опасное явление порождает такие негативные последствия, как социальное неравенство, тотальное разрушение морально-этических устоев общества, недоверие населения к государственной власти и ее институтам.

 

Яндекс.Метрика