Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение

«Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза
В. А. Петрова»

13 ЯНВАРЯ — ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ ПЕЧАТИ

День российской печати отмечается 13 января. Представить свою жизнь без газет и журналов в наши дни вряд ли возможно. А ведь первое печатное издание появилось на Руси не так уж давно, всего лишь 314 лет назад. До начала 18 века русскоязычной печатной прессы в России просто не существовало. Только в 1703 году, повелением Петра Великого, впервые начала издаваться газета на русском языке «Ведомости». Первый номер вышел 13 января. Именно к этой исторической важной дате и приурочен День российской печати.


Назывался этот самый первый номер «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах». Газета сообщала об успехах русской армии, развитии флота, расширении торговли, о вновь открытых месторождениях руд и постройке заводов. Печаталась также информация из иностранных газет. Первые номера «Ведомостей» Петр I редактировал сам, а впоследствии был одним из ее основных корреспондентов.

Вначале газета издавалась на Печатном дворе в Москве. Текст набирался обычно в одну колонку без заголовков, из экономии места полей почти не оставляли. До 1710 года «Ведомости» печатались церковно-славянским шрифтом, позднее он был заменен гражданским, тогда же газету стали украшать гравюрой. Первым редактором «Ведомостей» был директор московского Печатного двора Федор Поликарпов.

В 1703-1704 годах вышло по 39 номеров «Ведомостей», а в 1705 — уже 46. Формат газеты был установлен в 1/8 листа, но отдельные номера печатались на целом. Внешне газета была похожа на небольшую книжечку объемом от 2 до 22 страниц.

С 1711 года «Ведомости» издавались попеременно в Москве и Санкт- Петербурге. После смерти Петра I в 1727 году выпуск газеты был остановлен. Но уже через год стали выходить «Санкт-Петербургские ведомости», одним из редактором которых был М.В. Ломоносов.

А в 1719 году появился и первый российский репортер, которым стал Яков Синявич. Репортер стал работником редакции, для того чтобы составлять материалы, которые освещали бы события в России, так как стало недостаточным черпать информацию из донесений должностной лиц и выдержек из иностранных газет. Людей нужно было заинтересовать, а работу органов печати поднять на качественно новый уровень.

Начало XIX в. ознаменовано в России созданием таких новых столичных газет, как «Санкт-Петербургские коммерческие ведомости» (1802), «Северная почта» (1809), «Сенатские ведомости» (1809), «Гений времени» (1807), «Северная пчела» (1825), «Коммерческая газета» (1825) и «Земледельческая газета» (1834).

На страницах печати обсуждать положение крестьянства, значение просветительской деятельности среди народа. В первой четверти XIX века России возникло около 150 новых периодических изданий — официальных и частных, столичных и провинциальных. Именно в то время закрепляется приоритет журнала перед другими видами периодики, утверждается общественный и профессиональный статус журналиста, формируются новые жанры русской периодической печати.

К 1840 году роль и значение печати в общественной жизни России значительно возросли. Но революционная ситуация в Европе способствовали усилению контроля над печатью, что выразилось в учреждении Николаем I специального комитета, который ревизовал столичные издания и требовал от редакторов «согласия с видами нашего правительства».

Высочайшим повелением Александра II 1 января 1870 года было разрешено в почтовых учреждениях принимать подписку на периодические издания, причем не только русские, но и иностранные. Это стало первым в России подобным распоряжением, разрешающим проведение подписки на периодические издания.

В начале ХХ века существенно укрепились позиции официальной правительственной прессы: «Правительственный вестник», «Сенатские ведомости», «Московские ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости», «Гражданин». К 1913 году в России насчитывалось уже почти 400 печатных ежедневных изданий, которые имели достаточно большие тиражи, и более 2500 местных еженедельных газет и журналов.


Следует сказать несколько слов о «малой прессе». Рассчитанная на полуобразованного городского читателя, она стала возникать в первые пореформенные годы («Петербургский листок», «Петербургская газета»). Весь материал в «малой прессе» подавался завлекательно и доступно, чтобы читатель начал читать, прочел, не отрываясь, и понял текст. В ряде отношений она занимала промежуточное место между реликтами еще полуфольклорной устной словесности и печатью в собственном смысле слова. Характерно, что низовая газета выписывалась и хранилась в трактирах — местах скопления народа, разговоров и обмена слухами, нередко запечатлевая уже циркулирующие слухи. Читательскую аудиторию «малой прессы» составляли нижние слои городского населения: мелкие купцы и чиновники, приказчики, прислуга, ремесленники, грамотные рабочие.

Периодическая печать советского времени представляла собой важную черту и идеологический рупор государства. Советская власть использовала ее в целях собственной популяризации, мобилизации населения в Красную армию, поднятия морально духа этой армии, сбора средств и пожертвований.

Все отношения печати с обществом и его институтами строго регулировались постановлениями и инструкциями, издаваемыми руководящими партийными и партийно-правительственными органами.

В 90-е годы прошлого века издательское дело переживало спад. Однако в последнее время количество СМИ в стране растет. По данным Роспечати, сегодня в России зарегистрировано около 100 тысяч средств массовой информации, из которых около 40 тысяч — газеты, 16 тысяч — электронных СМИ. В числе лидеров рейтинга наиболее цитируемых изданий в 2016 году по-прежнему такие газеты как «Ведомости», «Известия», «Российская газета», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты».

Как и триста лет назад печатные СМИ – зеркало своего времени, с которым они движутся и развиваются. Не случайно, изучая какой-либо период истории, исследователи обращаются к комплектам газет и журналов в поисках на их страницах информации о фактах, событиях, выступлениях, характеризующих время, которое их привлекает. Печатные СМИ сохраняют аромат времени, которое они отображают. В двадцать первом веке печатные СМИ по-прежнему востребованы в обществе и выступают важнейшим инструментом воздействия на массовое сознание, вкусы и интересы людей.

Яндекс.Метрика