Мы живем в век информации и высоких технологий, кажется, что человек ответил уже на все вопросы, но окружающий мир задает все новые и новые, и мы пытаемся найти на них ответы. Но природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать.
Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Что такое наука? Какова главная социальная роль науки?
Существуют ли границы научного познания и познания вообще? Каково место основанной на науке рациональности в системе других способов отношения к миру? Возможно ли вненаучное познание, каков его статус и перспективы? Можно ли научным способом ответить на принципиальные вопросы мировоззрения: как возникла Вселенная, как появилась жизнь, как произошел человек, какое место занимает феномен человека во всеобщей космической эволюции? Обсуждение всех этих и множества других вопросов сопровождало становление и развитие современной науки.
Ученые на протяжении всей истории своего существования стремились происходящие в окружающей среде явления объяснить с точки зрении содержания в них рационального зерна. Сегодня наука едва ли не каждый день открывает новые грани среды обитания человечества и Вселенной, но уже как раньше не опровергает выходящее за рамки стандартного понимании.
Деятельность, направленная на победу рассудка над сердцем, на поиски правды, доказательств этой правды в различных областях и сферах жизни, не всегда называлась так, как именуется в настоящее время. Термин «наука» обосновался в лексиконе наших предков лишь несколько веков тому назад, а в далекие времена его место занимало словосочетание «натуральная философия».
Ученые были во все эпохи. Античные времена подарили миру имена Аристотеля, Птолемея, Евклида, Гиппократа, Теофаста. Средневековье обогатило его фамилиями Бэкона, Аль-Бируни. Классическая наука представлена результатами исследований великих ученых Ньютона, Галилея. Выделяют также постклассическую науку — она отличилась тем, что в данный период было разработано и представлено на суд человечества много различных теорий: теория относительности Эйнштейна, теория катастроф Рена Тома, теория эволюции Чарльза Дарвина.
Но если говорить именно о науке в том качестве, в каком мы понимаем ее сейчас, то можно с уверенностью сказать: данная сфера интересов появилась в период XV – XVI вв. Местом рождения считаются страны Западной Европы. Именно современная наука связана с деятельностью таких маститых ученых мужей, как Гук, Паскаль, Кеплер, а также Лейбниц Гюйгенс, Бойль, Браун. В сущности, XVI столетие, явилось веком предпосылок к появлению качественно нового подхода к познанию окружающего мира. В XVII же веке началась долгожданная революция в этом вопросе. Следом наступила эпоха Просвещения, сконцентрировавшая внимание на популяризации научных изысканий. Ее невозможно представить без работ Василия Ломоносова – великого светлого ума России. Для эпохи Просвещения характерны были развитие нового видения психологии (Кант, Юнг), закладка фундаментальных основ нынешней экономики (Адам Смит).
XIX век принес с собой превращение термина «ученый», применяемого ранее к образу жизни человека, в статус профессии. Промышленная революция, достижения в области техники позволяли создавать целые научные институты и даже включать научные методы в аспекты существования и функционирования государств.
В XX веке наука развивалась еще более прогрессивно, и сегодня мы можем лицезреть результат ее развития: база, создаваемая веками, дает нам возможность двигаться вперед с поразительной скоростью. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни.
И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.
Основные функции современной науки:
— познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой — как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;
— мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее — разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;
— производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом «цехе» производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;
— культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения.
Наука — это еще и то, чему можно научить, или научиться, т.е. передать знания и умения или же добыть это знание и умение самому. Современная наука формирует мировоззрение человека, тесно связана с техническим прогрессом, помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, решающие проблемы, встающие перед человечеством.