9 октября – Всемирный день почты

Мы не задумываемся о том, что многие привычные для нас вещи, прочно вошедшие в наш быт, имеют свою историю, зачастую насчитывающую несколько веков. Например, почта, давно и прочно вошедшая в наш быт, существует уже множество лет – точнее, тысячелетий,  и постоянно при этом совершенствуется, стремясь идти в  ногу со временем…

image1

Многие древние государства обладали весьма развитой структурой почтовой связи. В Ассирии, древнем Египте, Персии, Риме по дорогам передвигалось множество гонцов – с устными сообщениями или же с папирусными и пергаментными посланиями.  Посланники сменялись или пересаживались на других лошадей на специально построенных для этого станциях. Интересно, что именно от латинского выражения «mansio pozita»… (станция в пункте) и произошло слово «почта», которое во многих языках звучит примерно одинаково.

Гай Юлий Цезарь   заложил основы для создания собственно государственной почты, которая возникла и получила значительное развитие при императоре  Августе. В те времена почта называлась  «курсус публикус» — государственная почта, была подчинена непосредственно императору и не разрешалась для частных посланий. Благодаря единой почтовой сети существовала связь между отдельными частями Римской империи.  Это была огромная, разветвлённая система почтовой связи, которая работала по чёткому регламенту.

image2

Почтовые голуби с прикрепленными сообщениями

          Шло время, и мир менялся.  В IX веке появляется новое государство – Киевская Русь, и почти тут же в этом государстве закладываются основы русской почтовой службы. Сначала письма пересылаются со случайными  людьми, чаще всего с много путешествующими купцами. Первое упоминание о гонцах, специально посланных с известиями, встречается в «Повести временных лет». Относится это упоминание к 885 году, который и принято считать началом истории отечественной почты.
          Почта в силу своей важности для молодого государства довольно быстро становится упорядоченной – уже в 984 году появляется так называемый «повоз» –  повинность для населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов, несущих важные вести. В 1266 г., почти на 100 лет раньше, чем в Германии – стране с наиболее развитой по тем временам почтой, возникают первые правила проезда гонцов по русским землям.
          Дальнейшее развитие общества, прежде всего торговли и ремёсел, а также науки и культуры  привело к появлению многочисленных и разнообразных служб посыльных и почт городов, обслуживавших купцов и ремесленников. Постепенно право пользования этими почтами стало предоставляться и другим слоям населения.
          Современная централизованная почта зародилась с усилением государственной власти. Во Франции Людовик XI   в 1464 году учредил королевских курьеров. По всем его владениям раскинута была сеть станций для перемены лошадей. Эта почта предназначалась исключительно для надобностей правительства, королевским курьерам под страхом смертной казни воспрещено было исполнять поручения частных лиц.
           Петр I за время своего правления существенно преобразовал российскую почту. Было открыто большое количество новых почтовых трактов, введены почтовые печати, заложены основы унификации почтовых отправлений, оформления их внешнего вида по единому образцу. В конце XVIII в. появляются специальные штемпеля, оттискиваемые краской на каждом отдельном письме. На почтах впервые возникает должность содержателя станции, известная впоследствии под названием «станционный смотритель» – фигура, ставшая вполне легендарной, (в селе Выра Ленинградской области даже есть музей станционного смотрителя).  В то же время зарождаются новые термины: эстафета, конверт, почтовый колокольчик, тройка. Почтовая тройка тоже становится образом, глубоко вошедшим в песенное и литературное творчество.
          С зарождением капитализма возникла необходимость организации регулярной и быстрой почтовой связи как внутри стран, так и между странами. В те времена прибытие почтовой кареты в маленький населённый пункт было целым событием. О своём приближении почтальон  громко трубил в почтовый рожок.  Новости доставлялись со скоростью 70 км в сутки — столько проезжал почтовый дилижанс.

image3

Почтовый рожок. Экспонат музея Рейнхессена
   В XIX веке коренной переворот в почтовом деле был вызван распространением железных дорог и пароходства. Появление в начале XIX века паровоза и парохода, а в начале XX века самолёта значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать всё население.

  В 1820 году торговец бумаги Бревер  из Брайтона изобрел конверт.
 Важной вехой в истории почтовой связи стал выпуск почтовой марки  в 1840 году в Великобритании. Позднее в Англии и её колониях стали употребляться заказные конверты.

image4

Карета Королевской почты. Великобритания, 1820г.

  Штемпельные бандероли появились в 1857 году в Соединённых Штатах Америки, в 1864 году — в Новом Южном Валлисе, в 1868 году — в Северогерманском союзе.  Всего такие бандероли были введены позднее в 66 странах. Бланки для закрытых писем были введены в 55 странах, первоначально в 1879 году в Париже.
  Бланки для почтовых переводов появились в Брауншвейге в 1865 году и затем были введены в 14 странах.
В 1802 году, в связи с учреждением в Российской империи министерств, почта переходит  под попечение  Министерства внутренних дел. В почтовой отрасли происходят  важные изменения: вводится городская почта, появляются новые правила содержания почтовых станций, приводятся к единообразию почтовые операции.
С изобретением телеграфа, телефона и радио  почтовая связь не утратила своей важной роли средства общения миллионов людей. В телеграфе почта нашла могущественное содействие и завершение, вследствие чего почти все государства по примеру Германии объединили почтовое дело с телеграфным к большой выгоде для обоих ведомств.
          Интересно, что  должность почтальона в те времена была весьма перспективной и ответственной. При приеме на эту работу надо было выдержать довольно строгий конкурсный отбор и некоторое время поработать, как сейчас говорят, на испытательном сроке, перед прохождением которого соискатель давал подписку о конфиденциальности телеграфной корреспонденции и о том, что кандидат не имеет претензий за долгое ожидание зачисления его в штат почтальонов.
         Весьма любопытна история появления первого почтового ящика в России. Сделан он был из дюймовых досок, обшит снаружи листовым железом и установлен  в Санкт-Петербурге в 1848 году. Эти ящики были чрезвычайно неудобны и слишком легко взламывались. Многие злоумышленники попросту уносили их вместе с письмами с собой. Поэтому власти вскоре заменили деревянные ящики на чугунные, весом свыше 40 килограммов. И только в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал почтовый ящик с механически открывающейся дверцей. Его изобретением пользуются до сих пор.

image5

Почтовый ящик 19  века

          Первая мировая война, революция, Гражданская война нанесли значительный урон почте России. Связь столицы с частью районов была полностью или частично нарушена. Но постепенно  почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз. А в 1922 году началась воздушная перевозка почты на международных и внутренних линиях. Конные упряжки заменялись автомобилями, значительно пополнился парк железнодорожных почтовых вагонов.
          В 1941 году  начинается война, и почта становится одним из самых важных стратегических объектов, подвергаясь при этом значительным разрушениям со стороны врага. Важно было в совершенно тяжелых условиях организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтом и тылом. В 1943 году, когда Красная Армия перешла в широкое наступление, началась работа по восстановлению почтовой связи. В 1945 году деятельность органов связи была возобновлена практически на всей территории страны.
          Война закончилась, и страна начала залечивать раны, нанесенные врагом. К 1950 году почтовое хозяйство, разрушенное войной, было восстановлено и доведено до довоенного уровня. Затем начинается новый виток в развитии почтовой связи в СССР. Растет сеть предприятий связи, в самых глухих и труднодоступных местах появляются почтовые отделения. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах, но и в сельских населенных пунктах, на станциях железной дороги, разъездах, на развилках автострад.  Почта становится все более современной и механизированной, а время ожидания письма получателями все уменьшается и уменьшается.
         Наступил XXI век. Еще несколько лет назад невозможно было представить, что вскоре для пересылки почты совсем не потребуется налаженная веками сложная структура почтовых ведомств. Изобретение интернета и электронной почты сэкономило огромное количество времени для желающих получать срочную корреспонденцию.

image6

В наши дни промежуток между  отправлением  письма и получением его адресатом из любой точки мира занимает буквально  долю секунды. Достаточно обзавестись  электронным адресом.
  Интересно, что многие пользователи e-mail называют этот процесс «завести ящик» – то есть, почтовая лексика плавно переходит  для обозначения новых технологий.
  Вы пишете своему другу электронное письмо на другой конец мира  и через  пару минут можете читать его  ответ с самыми свежими новостями или рассматривать фотографии, сделанные им буквально  вчера или сегодня. Конечно, далеко не все имеют свой компьютер с выходом в Интернет, но, судя по скорости компьютеризации населения  Земли, вскоре работы у почтальонов станет гораздо меньше. Возможно, что лет через 50 у них останется только обязанность носить извещения о полученной вами посылке – потому как вряд ли за столь короткое время будет освоена телепортация материальных объектов. Хотя,  кто знает…