5 октября – День УЧИТЕЛЯ

«Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!»

Некрасов Н.А.

 

image1

Ежегодно 5 октября в более 100 странах отмечается день учителя, который был учрежден ЮНЕСКО  в 1994 году как Всемирный День Учителя (World Teaches’ Day). Это профессиональный праздник всех учителей, преподавателей и работников сферы образования — день, в который отмечаются роль и заслуги учителей в процессе качественного образования на всех уровнях, а также их неоценимый вклад в развитие общества. 
В России  День Учителя отмечается на протяжении вот уже более пятидесяти лет, начиная с 1965 года. В эпоху Советского Союза этот профессиональный праздник отмечался в первое воскресенье октября.
Учитель – профессия, имеющая тысячелетнюю историю, одна из самых уважаемых и ценимых в обществе. Ведь учитель — человек, который с самого раннего детства находится рядом, помогает узнать новое, раскрыть способности, найти свой путь.  Учитель работает и  с  малышами детского сада, и  с подростками, студентами, и даже с теми, кто, уже имея стаж работы, хочет повысить квалификацию. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.

История образования, история учительства началась вместе с историей человечества. У всех народов мира учителем называют не только того человека, который учит грамоте, но и того, кто передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру, традиции национальные и общечеловеческие. Учителя, как и родители, связывают поколения людей.

image2

Профессия педагога – одна из наиболее древних в мире. Ещё в архаичном доклассовом обществе выделялись люди, которые присматривали за детьми. Поначалу это были члены общины, которые не могли выполнять основную работу наравне с другими: чаще всего старики. Они обладали знаниями и опытом, могли научить детей способам выживания в трудных условиях. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы.
В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.
Слово «педагог» известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.
Первый   «Лицей» (или Ликей) был создан в Афинах более двух тысячелетий назад. Возможно тогда и появилась профессия учителя. Наряду с Лицеем немногим раньше появился знаменитый Гимнасий – школа физического совершенства. Ликей же стал школой мысли, духа.
  В древнегреческом языке есть слово   «схоле» (досуг, отдых) , от которого и произошло слово   «школа». В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. Ученики впоследствии становились монахами-писцами при монастырях. Также грамотных монахов приглашали в богатые частные дома для обучения детей.
В средневековой Европе в монастыри брали тех, кто мог платить деньги за обучение. Зачастую детей из обнищавших дворянских семей выгоняли из школ, и грамота становилась все более доступной для зажиточных крестьян.
На Руси при монастырях также открывались школы, правда, поначалу исключительно для мальчиков. Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали образование в женских монастырях. В XVII веке в России был открыт институт благородных девиц. Здесь за девушками присматривала классная дама. Она же следила за дисциплиной. Позднее состоятельные семьи стали нанимать гувернанток. Особенно популярны были немки и француженки.
С появлением массовой школы в Европе значимость педагогической профессии резко возрастает. Знания требуются уже не отдельным личностям, а большому количеству людей. Возникает необходимость обучать одновременно много учеников. В связи с этим возникает потребность в специальных методиках, которые могли разработать только люди, постоянно занимающиеся этим видом деятельности.Профессия педагога становиться самостоятельной. Знания, которые нужно усвоить ученикам, разнообразные. Теперь учитель уже не в состоянии справиться в одиночку, педагогическая деятельность приобретает коллективный характер.
           Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция  (551–479 гг. до н.э.).

image3

Конфуций

  В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником:

«Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?» — обращается к нему ученик. «Обогати ее», — отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же ее обогатить?» — спрашивает ученик.  «Обучи ее!» — восклицает учитель.

  Я.А.Коменский (1592 — 1670г.г.) — чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель.

image4

Я.А.Коменский

Основоположник дидактики. Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами   «урок»,  «класс»,  «каникулы», «обучение»  не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.
 И.Г.Песталоцци (1746 – 1827г.г.) -швейцарский педагог-демократ, основоположник теории начального обучения. В своей теории элементарного обучения связал обучение с воспитанием и развитием ребенка, педагогику с психологией.

image5

И.Г.Песталоцци

 Ио­ганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами:  «Все — для других, ни­чего — для себя».
Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871 гг.) — отец русских учителей.

image6

К. Д. Ушинский

  К.Д.Ушинский  основоположник научной педагогики в Рос­сии. Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. В дидактике про­водил идею воспитывающего обучения.

   Созданные им учебники вы­держали небывалый в истории тираж. Например, «Родное слово» переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня.
  А.С.Макаренко (1888 — 1939г.г.) — советский педагог и писатель.

image7

А.С.Макаренко
  Раз­работал теорию и методику воспитания в коллективе, провел опыт соединения обучения с производительным трудом учащихся, развил теорию семейного воспитания. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, опти­мистическую по духу, проник­нутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А.С.Макаренко приобрели всемирное признание.

…Первый звонок, слезы от незаслуженной двойки, тайком вырванный лист в дневнике, выпускной бал, насыщенная студенческая жизнь….
  Все это нам, после окончания учебы, будет вспоминаться с некоторой долей ностальгии. И среди воспоминаний об этой  поре не последнее место занимают учителя – строгие и всепрощающие, любимые и не очень.

И одной из дат, когда мы мысленно можем «вернуться в прошлое»  – это День учителя.